Булат

15 сентября 2015

Булат- это узорчатые легендарные клинки, о которых в возвышенном стиле говорят, что они откованы «из огня и стали». Массовое сознание до сих пор настолько пропитано мифами о булате, что еще несколько лет назад обыватели любым узорчатым ножом тут же начинали рубить гвозди или пытались согнуть его дугой. Это ожидание сверхъестественных свойств очень живуче и великий русский металлург Д.К. Чернов говорил, что «...самая лучшая сталь, которая когда-либо, где-либо производилась, есть, без сомнения, булат».

О булате многие скажут, что секрет его давно утерян и «тайна сия велика есть!» И не очень ошибутся.Что же такое булат и узорчатые стали вообще, как различаются их сорта, в чем сходство и отличия технологий, по которым они изготавливались?

Называли узорчатый металл в разные времена и в разных странах по-разному. Употребляются названия «вутц», «булат», «дамаск», «дамасская сталь», «булатная сталь», «сварочная сталь», «рафинированная сталь», «дендритная сталь», а также «красное», «белое» и «многосуточное железо». Встречаются термины «красный булат, «синий булат», «ликвационный булат», «сварочный булат», «микробулат», «порошковый булат» и, в противовес «ложному», какой-то «настоящий булат».

Наиболее известны и доныне популярны названия «вутц», «булат» и «дамаск». «Вутцем» в Англии называли слитки клинковой стали, которые привозили для исследований из Индии. Впервые этот термин появился в печати в 1795 году в сообщении Английской Королевской академии об индийской стали. В последнее время слово «wootz» понимают как английскую транскрипцию дравидских (не индоевропейских) слов ukko или hookoo, используемых для обозначения стали в центральных и южных районах Индии. Интересно, что именно от тамилов с юга Индии или Цейлона еще в Древний Рим привозили хорошую сталь (феррум индикум) для мечей.

Название «булат» имеет не менее древнее происхождение и произошло от индо-иранского «пулад», которое обозначает просто литую сталь (не будем здесь уточнять, что такое «просто литая» сталь). На хинди, современном официальном языке Индии, phaulad имеет значение стали. Частица «пу-» в древнеиндийском языке санскрите имеет значение «очищение, чистка», а в индоарийских диалектах существует слово для обозначение железа - «лауха». Если допустить родство названия литой тигельной стали «пулад» и древнего индоарийского термина «пу-лауха», то можно принять перевод слова «пулад» как «очищенное железо».

От чего такого должно быть очищено железо, чтобы стать клинковой сталью? Ответ несколько парадоксальный – от слабости. Мягкое железо на Востоке в древности называли «женским», т.е. слабым и, в некотором смысле, нечистым. Лишь переплавив его в смеси с особыми веществами можно было придать ему твердость и упругость, сделать его сильным, пригодным для изготовления клинков.

Методы производства сварочного «дамаска» отработаны достаточно хорошо, чего не скажешь о литом булате - потенциально наиболее высококачественном сорте узорчатого металла. Литые разновидности узорчатого металла, с которыми связывают даже само понятие «булат», получают двумя основными способами. Самый древний способ, называемый двухфазным (твердое - жидкое), основан на недорасплавлении в процессе плавки сравнительно тугоплавких железных частиц, когда в тигле образуется своего рода металлический «компот» - в жидком, расплавленном чугуне плавают хоть и размягченные, но твердые куски железа. После затвердевания и расковки слитка в клинке чередуются участки очень твердой сверхуглеродистой стали с участками вязкого металла.

Второй способ получения булата заключается в специфической кристаллизации однородного расплава. Методы производства этой «дендритной стали» или, иначе, «ликвационного булата» весьма разнообразны, а качество металла зависит от множества факторов. Сколько-нибудь подробное рассмотрение разнообразных технологий получения булатных узоров по этому методу заняло бы в этом (весьма поверхностном) обзоре непозволительно много места, поэтому отмечу лишь то, что полученные тем или иным образом узорчатые слитки расковывают особыми методами, что и придает клинкам из литого булата необыкновенные свойства, превосходящие свойства не только безузорчатой стали того же хим. состава, но и большинства сортов сварочного «дамаска».

Здесь необходимо «притормозить» и сделать одно важное уточнение. При сравнении булатов всех типов со сталями обычно сравнивают самую лучшую, сверхлегированную сталь с каким-нибудь весьма заурядным булатом, упуская из виду условие соблюдения одинаковости хим. состава. Это так же ошибочно, как сравнение достижений атлетов разных весовых категорий, поскольку даже великолепно тренированного борца-легковеса тяжеловесный середнячок просто «задавит жиром». Так и в клинках - заурядные коммерческие «дамаски» содержат всего лишь 0,6% углерода и столько же хрома, а в популярной у профессионалов стали Х12МФ (D2) углерода в три раза больше, да к тому же в ней 12% хрома и еще кое-что в придачу.

Хороший булат также имеет довольно мощный хим. состав, а из-за особого характера упрочнения при ковке он превосходит сталь по всем показателям, имеющим отношение к клинковому оружию. Добавлю, что если легированную промышленную суперсталь обработать по технологии литого булата, то зачастую она также превзойдет по прочности ...саму себя.

Для получения подобной «сверхстали» нужно осознать «идею булата». Эта «идея» заключается в том, что неоднородная, узорчатая сталь при определенной обработке переходит в иное качество, становясь как бы не просто сталью и даже не совсем металлом. В булате, например, повышается плотность, заметно увеличивается теплоемкость при одновременном снижении теплопроводности, появляются сильные магнитные аномалии и по некоторым своим свойствам он приближается к т.н. «металлическому стеклу». Величина зерна в таком металле может быть в десятки и сотни раз меньше, чем в обычной стали, а твердость такого булата превосходит напильник при вязкости пружины.

Главным признаком «настоящего» булата, на мой взгляд, является не хим. состав и тем более не способ производства, а крайняя энергетическая насыщенность атомной структуры металла, чем и объясняются его аномально высокие свойства. Понятно, что для измельчения структуры нужно затратить немало энергии. Пример – дробление гранитной глыбы в щебень или, того больше, в песок. Обычный металл может накапливать в своей структуре до 10 % энергии деформации (строго говоря, термомеханической обработки вообще), остальная часть рассеивается в виде тепла. Можно утверждать, что в булате доля поглощаемой энергии ковки выше. И выше намного, поэтому «настоящий» булат - это особое, высокоэнергетическое состояние металла.

Сегодня, как и во все времена, мало кто владеет методами производства такого «настоящего» булата. Потребитель, конечно, хотел бы иметь клинок именно из такого «супербулата», но они и в старину были очень редки. Обычному потребителю ножей, особенно не отягощенному избытком денег, можно с уверенностью посоветовать приобретать фабричные изделия с практичными клинками из многократно проверенных современных сталей, поскольку их свойства почти наверняка перекроют его запросы. Лишь особо требовательным знатокам и ценителям действительно стоит попытаться приобрести нож с узорчатым клинком. Как по этому поводу говорят практичные американцы, если вам нужно объяснять, зачем это нужно, значит вам это не нужно.

В этой связи нужно особо отметить, что сегодня весьма немногие именитые мастера во всем мире, будь то в Америке или России, стремятся изготавливать именно практическое оружие из узорчатой стали – при том, что штучный охотничий нож, сработанный опытным мастером из хорошего булата или дамаска, может и должен заметно превосходить по своим рабочим качествам ножи фабричного производства из промышленного металла. Коммерческая целесообразность вынуждает кузнецов соревноваться в изготовлении клинков с броским и даже вычурным узором, который своей редкостью и замысловатостью притягивает «не бедных» коллекционеров, а не совершенствоваться в ковке и термообработке практичных клинков. Действительно, яркий узор клинка заметен сразу, а режущие свойства его металла в полной мере может оценить далеко не каждый потребитель.

Однако и очень уж недоверчиво относиться к узорчатым ножам не стоит, поскольку все сколько-нибудь грамотно изготовленные узорчатые клинки, штучные или мелкосерийные, весьма неплохо режут. Причиной тому, помимо не всегда достигаемой особой мелкозернистости металла, является т.н. «булатная» микропила, автоматически возникающая на лезвии из узорчатой стали. Она образуется практически непрерывно из-за разной стойкости к износу слоев или волокон, составляющих узор металла - литого или сварочного. В древности остроту клинка прямо связывали с его узором, правдиво и точно рассказывающем о характере расположения выходящих на лезвие слоев в клинке, их форме и внутренней структуре.

Многие пользовались ножами с нарезкой на лезвии в виде зубцов, которые отлично режут мягкие материалы - хлеб, мясо, веревки и прочее тому подобное. Наличие такого зубчатого рельефа приводит к «вспарывающему» механизму резания, когда каждый зубчик зацепляет разделяемый материал, создавая в нем более значительные растягивающие растяжения, чем при вдавливании гладкого лезвия. Поэтому узорчатые клинки с автоматически образующейся микропилой на лезвии имеют более высокую режущую способность, чем просто стальные, пусть даже и первоначально более остро заточенные.

Легендарный трюк с рассеканием на лету тончайшего шелкового платка был возможен именно благодаря наличию микропилы на лезвии булатного клинка, зубчики которой поочередно перерезали шелковые нити, из которых был соткан платок, в то время как вроде бы остро заточенный стальной клинок не мог с достаточной силой «вдавиться» в ткань, т.к. легкий платок увлекался движением клинка. Многочисленные отзывы свидетельствуют, что хорошим булатным клинком резать настолько легко, что даже приятно. Несомненно, что понятие «хорошо режет» очень емкое и на эту тему можно (да и нужно) писать отдельные обширные статьи. Да и о «микропиле», о принципах ее образования и действия, тоже надо бы пару-тройку страниц написать – не так там все просто. Ну, я пока отложу эту тему…

«Хороший» булатный клинок - это понятие действительно очень емкое, поскольку главный «секрет» клинковой стали всегда, во все времена заключался в человеке, который ее изготавливал. Довольно очевидно, что если дать кусок самой распрекрасной стали главному технологу металлургического завода и его секретарше, то у них получатся очень разные ножи.

Коренным отличием штучных булатных ножей от массовки является, как ни высоко это звучит, некоторая духовность изделий мастеров. Узорчатый клинок тщательно куется и обрабатывается в течение нескольких дней, металл в процессе работы находится под пристальным вниманием сосредоточенного мастера, поэтому, образно говоря, булат как бы пропитывается огнем, а на клинке, подобно невидимому клейму, отпечатывается душа изготовителя. Во всяком случае, настроение мастера во время работы влияет на свойства изготовленного им клинка весьма явственно. Не удивительно, ведь многотрудный булат является своеобразным аккумулятором энергии, в том числе и душевной.

В нашей мастерской Вы всегда можете купить нож из булата.