Клинковые стали

15 сентября 2015

В нашей мастерской Вы всегда сможете купить нож из стали Х12МФ, 95Х18, У10, 65Г

Многолетний опыт производства штучных ножей показывает, что в мире сформировались пять основных групп марок клинковых сталей. В первую, самую популярную, входят высокохромистые стали типа нашей Х12МФ и 95Х18. Они обладают высокой прочностью и неплохой коррозионной стойкостью при режущих свойствах, устраивающих большинство потребителей.

Во второй группе - низколегированные (до 2-х процентов) инструментальные и подшипниковые стали типа ХВГ, ШХ15, (американские О1, 52100) которые заметно тверже и более острые, но менее стойкие к коррозии. Такие клинки пользуются популярностью у опытных и несколько консервативных туристов и охотников «с понятием», которых можно назвать профессиональными любителями.

В третью группу можно свести довольно архаичные «напильники и рессоры» - наши У10, 65Г, американские 1095 и 5160, а также хромистые нержавейки маломощного хим.состава типа нашей 40Х13 или иноземной 420С - которые по всем показателям хуже металлов первых двух групп. Впрочем, к их несомненным достоинствам можно отнести невысокую цену, что немаловажно для массового потребителя. Как говорят, потеряешь - не жалко…

Разнообразные особолегированные и прочные высокотехнологичные сплавы четвертой группы (например, порошковые стали типа СРМ 440V), по стойкости лезвия превосходят стали первой группы, приближаясь по этому показателю к лидеру - шарикоподшипниковой ШХ15, при явном превосходстве над ней в коррозионной стойкости. Но здесь нужно подчеркнуть и отметить особо, что хороший рез высокохромистые стали демонстрируют лишь при относительно больших углах заточки. При тонком, по-настоящему остром лезвии высоколегированные стали уступают в стойкости режущей кромки даже хорошо прокованному напильнику. Что же, за устойчивость к «замачиванию в банке с килькой» при приличном резе приходится платить немалую цену - и в прямом, и в переносном смысле. Эти модные «хитрые» стали не пользуются особой популярностью у штучных производителей (да и у серийных тоже) из-за сложности обработки и дороговизны исходного материала. Далеко не все клиночники могут управиться с этими металлами, поскольку в среде крепких профессионалов даже про «обычную» шарикоподшипниковую сталь говорят, что «она не для начинающих».